СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА ВКГУ им.С.АМАНЖОЛОВА


«Образование – это не подготовка к жизни, это и есть жизнь»
Джон Девей

Основной миссией  Восточно-Казахстанского государственного университета им. С.Аманжолова является образовательно-кадровое и культурно-научно-инновационное обеспечение и сопровождение на уровне международных требований и стандартов социально-гуманитарного и научно-технологического развития Восточного региона страны в направлении создания условий для дальнейшего индустриально-инновационного развития.

В ВКГУ им. С. Аманжолова разработана, внедрена и сертифицирована система менеджмента качества (СМК), отвечающая требованиям международного стандарта МС ИСО 9001:2008. Сертификат соответствия № 04115225 от 29.10.2005 г. выдан Германской компанией Verein zur Qualitätssicherung und Zertifizierung für den Mittelstand e.V. Система менеджмента качества ВКГУ им. С.Аманжолова задокументирована  и поддерживается в рабочем состоянии в соответствии с требованиями  МС ИСО 9001:2008 применительно к действующей организационной структуре вуза.

Наличие системы менеджмента качества в университете является реальной гарантией соблюдения университетом требований к качеству управления процессом подготовки специалистов  и кадров высшей квалификации на каждом ее этапе, начиная от отбора абитуриентов, магистрантов, докторов PhD,  соискателей и заканчивая государственной аттестацией выпускаемого вузом специалиста или защитой диссертации. 

СМК ВКГУ нацелена  на постоянное совершенствование всех процессов, обеспечивающих качество образования в соответствии с требованиями  МС ИСО 9001:2008,  на выявление, сокращение, устранение и предупреждение процессов снижающих качество образования.

В период с 01.06 по  05.06.2010г. университет успешно прошел ресертификационный аудит Германской компанией Verein zur Qualitätssicherung und Zertifizierung für den Mittelstand e.V.,  выдан сертификат № 04117240 от 05.06.2010 г.  Сертификат является гарантией качества образовательного процесса в глазах существующих и потенциальных потребителей и дает возможность занять достойное место на рынке образовательных услуг, наукоемкой продукции и подготовки выпускников.

Развивающаяся модель СМК включает  планирование и применяет процессы мониторинга, измерения, анализа и улучшения с целью демонстрации соответствия образовательных услуг требованиям ГОСО и требованиям потребителей, обеспечения соответствия СМК и постоянного повышения ее результативности.

Автоматизированная система сбора и обработки информации об образовательном процессе, представлена в электроном виде на  portal.vkgu.kz, позволяет в любой момент произвести анализ его показателей.

Эффективное стимулирование  качественного труда ППС и сотрудников университета является одним из важнейших инструментов СМК, которое осуществляется  в соответствии с действующим положением и реализуется  в виде рейтинговых доплат.

Распределение обязанностей и ответственности руководства и исполнителей, порядок взаимодействия подразделений и служб при выполнении функций и решении задач по вопросам обеспечения качества образования определяет и описывает документация СМК. Основными документами СМК являются «Политика в области качества ВКГУ», которые определяют миссию, видение, цели и задачи университета.

Для обеспечения результативности процессов СМК ВКГУ определены критерии и методы, описанные в  Руководстве по качеству. 

СМК позволяет обеспечить непрерывный  мониторинг образовательного процесса и удовлетворённости потребителей. В университете мониторинг удовлетворённости потребителей отражает два основных уровня оценки результатов деятельности вуза и его подразделений: внутренний и внешний.

На внутреннем уровне осуществляется мониторинг оценивания образовательного процесса студентами на основе их систематического анкетирования.

На внешнем уровне объектом мониторинга выступает удовлетворённость работодателей, к которым приходят выпускники университета.

СМК университета подлежит регулярной внутренней проверке и оценке эффективности функционирования с дальнейшей ее корректировкой. В ВКГУ разработана и внедрена процедура мониторинга, измерения и анализа процессов СМК, а также принимаются меры, необходимые для достижения запланированных результатов и постоянного улучшения этих процессов. Постоянное улучшение осуществляется на основе систематической проверки качества образования, проведение научных исследований и разработок, периодического контроля и анализа функционирования СМК и обратной связи с заинтересованными сторонами.

Функционирование СМК дает возможность ВКГУ сохранить достигнутый уровень и стать конкурентоспособным университетом, обеспечивающим фундаментальное, качественное образование, признанным не только в Республике Казахстан, но и на международном уровне.
Для достижения целей качества в университете выделены следующие процессы: управляющие процессы, поддерживающие процессы и процессы жизненного цикла образовательных услуг. Последовательность и взаимодействие процессов управления деятельностью университета приведены в процессном ландшафте СМК.

Разработка, внедрение и поддержание эффективного функционирования системы менеджмента качества ВКГУ базируется на основополагающих принципах TQM (всеобщего управления качеством):

1)Ориентация на потребителя

Организация зависит от своих потребителей, и поэтому должна понимать их текущие и будущие потребности, выполнять их требования и стремиться превзойти их ожидания.

2)Лидерство руководителя

Руководители обеспечивают единство цели и направления деятельности организации. Им следует создавать и поддерживать внутреннюю среду, в которой работники могут быть полностью вовлечены в решение задач организации.

3)Вовлечение работников в управление качеством

Работники всех уровней составляют основу организации, и их полное вовлечение дает возможность организации с выгодой использовать их способности.

4)Процессный подход

Желаемый результат достигается эффективнее, когда деятельностью и соответствующими ресурсами управляют как процессом.

5)Системный подход к менеджменту

Выявление, понимание и менеджмент взаимосвязанных процессов как системы содействуют результативности и эффективности организации при достижении ее целей.

6)Постоянное улучшение

Постоянное улучшение деятельности организации в целом следует рассматривать как ее неизменную цель.

7)Принятие решений, основанных на фактах

Эффективные решения основываются на анализе данных и информации.

8)Взаимовыгодные отношения с поставщиками

Организация и ее поставщики взаимосвязаны, и отношение взаимной выгоды повышает способность обеих сторон создавать ценности.