Инновационные методы преподавания в вузе (зарубежный опыт)

18 января Центр подтверждения квалификации провел научно-методический семинар на тему «Инновационные методы преподавания в вузе» (зарубежный опыт).

В работе семинара приняли участие начальники структурных подразделений, более 30 преподавателей и магистрантов.

Работа семинара началась со вступительного слова директора ЦПК Келгембаева Б.Б.

  • Сегодня в Казахстане формируется новая национальная модель высшего образования, базирующаяся на международных принципах и стандартах. В условиях реформирования образовательного процесса ключевой фигурой становится педагог новой формации. Задача формирования педагога вуза новой формации происходит путем  повышения квалификации и стажировки преподавателей, организацией  академической мобильности ППС. Руководством нашего университета уделяется большое внимание на повышение квалификации ППС и сотрудников. Приведем несколько примеров,  за 2015, 2016 годы университет  выделил около 6 млн. тенге на повышение квалификации, освоение выделенной суммы - 100%. Если в 2015 году прошли повышение квалификации свыше 90 чел., то за 2016 год обучились 60 чел. Центр подтверждения квалификации выполняет все индикативные показатели Стратегического плана развития ВКГУ им. С. Аманжолова по повышению квалификации ППС и сотрудников,-  отметила она.

Докладчиками семинара выступили ведущие преподаватели нашего университета, прошедшие повышение квалификации в вузах Португалии, Великобритании и России. Первый доклад был посвящен системе высшего образования Португалии. К.п.н., доцент кафедры педагогического образования и менеджмента Г.Н.Губайдуллина  в своем выступлении отметила сильные стороны системы высшего образования Португалии. Высказала свое мнение по поводу необходимости внедрения практико-ориентированного подхода (проектного обучения) и ИКТ.

Д.и.н., зав.кафедрой истории Казахстана А.С.Жанбосинова, и.о.зав.кафедрой журналистики и социально-гуманитарных наук ст. преподаватель Е.Г.Рякова. в совместном докладе «Общественные дисциплины в системе вуза: проблемы и новые подходы в преподавании (г.Санкт-Петербург)» рассказали об итогах программы повышения квалификации в городе Санкт-Петербург (Россия).

- В рамках заключенных двусторонних договоров о сотрудничестве между ВКГУ имени С.Аманжолова и Межрегиональным институтом экономики и права при МПА ЕврАзЭС, Смольным институтом Российской Академии образования планируется осуществление следующих видов деятельности: 1. Организация дискуссионных площадок для обсуждения проблем и перспектив высшей школы на евразийском пространстве (в рамках международных научно-методологических и методических онлайн-семинаров); 2. Издание совместной монографии; 3. Публикация научных статей в сборнике Евразийского научного форума (Россия), - сказала А.С.Жанбосинова .

Старший преподаватель кафедры музыки Ананьев Ю.Д. прошедший обучение на базе Алтайского государственного университета (г.Барнаул) выступил с докладом «Обзор плавинов в Waves». Докладчик отметил о необходимости  приобретения лицензионных программ секвенсора и аудио-редактора для студийной работы, также об актуальности организации курсов повышения квалификации для учителей музыки по концертной и студийной работе.

Лаборант-химик УНИЦ Экологии, магистр естественных наук в области географии Павленко А.В.  рассказал о некоторых инновационных методах применяемых в вузах Великобритании.  Теперь он планирует  внедрить  методы  «Map of  memory» и «Odd one out» в преподавание дисциплин «Геоинформатика» и «Географические информационные системы».

  • Эти методы очень эффективны для развития у студентов критического мышления, навыков сортировки, вычленения и запоминания наиболее важной информации из большого ряда представленных данных,- считает молодой преподаватель. Также он расказал о зарубежном опыте в использовании системы отзывов («feed back»), при которой студент высказывает собственное мнение о каждом проведенном занятии и оценивает слабые  сильные стороны лекторского мастерства.

После выступлений участники семинара, обсудили ряд проблем препятствующих  актуализации  внедрения инновационных технологий в деятельность вуза и предложили ряд рекомендаций: 

1.     Внедрение технологии проективного обучения в учебный процесс вуза;

2.     Организовать допуск ППС ВКГУ им. С.Аманжолова в библиотеку ведущих университетов зарубежных стран;

3.     Активизировать участие ППС ВКГУ в ежегодном Евразийском научном форуме;

4.     Приобрести лицензионные обучающие программы по специальным дисциплинам;

5.     Разработать план постоянно действующих методических семинаров, мастер-классов преподавателей прошедших повышение   квалификации;

6.     Ввести экзаменационные формы такие как: письменые работы,  стендовая презентация, научно-практическая деятельность/презентация, дневник учебы, портфолио, протоколы, групповые   экзамены, защита индивидуальных (групповых) научных проектов, выступление на форумах;

7.     Улучшить материально-техническую базу специализированных кабинетов.

Центр подтверждения квалификации